Закрыть ... [X]

Макияж как у актрисы

Искусство | Актрисы

Заслуженная артистка России (2010)

«Реализовалась ли я как актриса? Я думаю, что на этот вопрос вам не сможет ответить ни один актер. Эта роль, она может быть в силу каких-то обстоятельств как позади, так и еще впереди. Наша судьба актерская, она, видите, настолько зависима от каких-то… я не знаю, случаев, фортуны…». Анна Самохина.

Анна Самохина (в девичестве – Подгорная) родилась 14 января 1963 года в городе Гурьевске Кемеровской области.

Вскоре после её рождения семья переехала в Череповец. Отец Анны работал сталелитейщиком, а мама служила в конструкторском бюро на комсомольской стройке – родители Анны возводили Череповецкий металлургический комбинат. В своих интервью Самохина позже признавалась, что ее детство не было безоблачным. Она выросла в промышленном районе, ее отец часто выпивал, а потом и вовсе превратился в алкоголика. Семья жила в общежитии, быт не был налажен. Однажды мама Анны решилась отправить письмо в ЦК КПСС с просьбой об улучшении их жилищных условий, и произошло чудо - семье была выделена комната в коммунальной квартире. Но и там атмосфера была немногим лучше – у соседей постоянно случались драки и поножовщина. В результате такой жизни Анна с сестрой были часто предоставлены сами себе, но их родителям удалось накопить деньги на покупку кооперативной квартиры.

О своем детстве позже Анна Самохина рассказывала: «Отец нас не бил, до этого, слава Богу, не доходило, но с похмелья его одолевало дикое озлобление, и он принимался «воспитывать» нас с сестрой: проверять дневники, придираться... Сначала мы жили в семейном общежитии. Фотографий того времени не осталось, но я хорошо помню, как мы с сестрой спали на кухне. На этаже двенадцать комнат, общая кухня, в углу - два матраца, на которых спят две маленькие девочки - одной пять лет, второй чуть больше года. Нас, как собачат, подкармливали, кто чем мог. Ужас, конечно. Я только сейчас, с позиции своего теперешнего возраста, могу понять, как тяжело приходилось маме. Она была такой нервной, часто срывалась, плакала... Другого жилья нам очень долго не давали, но, в конце концов, ей удалось «выбить» комнату - видимо, благодаря забавному совпадению. Фамилия паша - Подгорные. Однажды мама решилась отправить письмо в ЦК своему однофамильцу. Как ни странно, это подействовало, и нам выделили комнату в коммуналке. Родители работали на одном заводе, папа - в литейном цехе, мама - в конструкторском бюро. Иногда их смены совпадали, и тогда мы с сестрой оставались дома одни. Как-то раз, помню, был такой случай. Родители ушли в ночную смену, мы с сестрой спим и вдруг просыпаемся от страшного шума. В соседней квартире началась пьяная драка - знаете, как рабочий класс отдыхает? Крики, женский визг... Слышу звон разбитого стекла: какой-то человек из соседней квартиры влез в нашу, разбив стекло на кухне, видно, у них там дело дошло до поножовщины. Он выскочил через окно, забрался к нам и принялся стучать во все двери. Люди были настолько перепуганы, что никто, конечно, не вышел. И вот он начал ломиться в нашу дверь. Сколько мне тогда было? Наверное, лет пять. Я помнила, что у родителей где-то под кроватью лежит топор. Побежала, вытащила его и встала у двери. Кто-то из соседей вызвал милицию, часа через два приехал наряд, этого человека забрали, но я так перепугалась, что просидела с топором в руках до утра, пока не пришли родители, и все думала: вдруг он вернется и сломает нашу дверь? Много чего происходило... Была у нас соседка по квартире, тетя Валя. Она жила с мужем и парализованной свекровью, мы с сестрой ее очень любили. Муж тети Вали сильно пил - впрочем, там все пили. Из-за неустроенности, бедности... Однажды она пришла домой и повесилась в ванной. Не знаю, что у нее случилось. Ее муж взломал дверь ванной, в квартире кроме него - только моя сестра. И вот ей, девятилетней девочке, пришлось помогать ему, пока он перепиливал веревку. Я пришла из садика, когда тетю Валю уже сняли и положили на кровать. Такие вот у меня воспоминания о счастливом детстве. Я всегда была очень самостоятельной. Как-то пришла из школы - семь лет мне тогда было, - а дома никого, и комната пустая. Соседи говорят: «Твои все уехали». Родители, наконец, собрали деньги на кооперативную квартиру, и вот пришло, видимо, время переезжать. Причем я сама была на собрании кооператива, когда решали, кому какой этаж достанется. Тащили билетики с номерами квартир, и мама сказала: «Тяни ты, у тебя рука легкая». Я вытащила первый этаж, а мама очень хотела третий, с балконом... С тех самых пор моя голубая мечта - жить высоко. Но как-то всегда не везло, первый этаж преследовал меня всю жизнь. И в Череповце, и в Питере, куда мы с мужем позже перебрались…».

С раннего детства Анна была очень самостоятельной. В семь лет ей родители купили фортепиано, она занималась музыкой дома, потом - в музыкальной школе. Ее мама мечтала, что дочка будет круглой отличницей, окончит музыкальное училище, выйдет замуж за военного, и сразу получит квартиру, но своенравная Анна из–за несчастной любви в 15 лет решила стать актрисой. Анна Самохина позже рассказывала: «Мама все за меня спланировала. В семь лет мне купили фортепиано, я занималась музыкой дома, потом в музыкальной школе. И вот, по замыслу мамы, я оканчиваю школу, поступаю в музыкальное училище, потом выхожу замуж, причем обязательно за военного, потому что сразу будет квартира. («Чтобы не случилось так, как у нас с папой».) Мы куда-нибудь уезжаем, и я работаю преподавателем музыки в детском садике. Такая вот счастливая жизнь... Надо сказать, что многие мои одноклассницы по музыкальному училищу действительно вышли замуж за военных. У нас в Череповце было военное училище радиотехники, элитное, так сказать, заведение. Вдоль училища шла аллейка, и все девчонки вечерами там прогуливались, искали женихов. Но я так ни с кем и не познакомилась».

Развитие отношений Анны и ее возлюбленного прервали родители молодого человека, посчитав Аню слишком легкомысленной особой. Вскоре он отправился в Москву и стал хоккеистом. Анна Самохина рассказывала: «Мне захотелось стать актрисой примерно лет в четырнадцать. Я тогда переживала свою первую любовь, достаточно сильную. Кажется, родители моего бой-френда, как сейчас говорится, были против. Моя же мама отнеслась ко мне с пониманием, хотя вся школа была взбудоражена нашим бурным романом. Подробности активно обсуждались, и маму не раз предупреждали: «Смотрите, они догуляются!». Но у нас не случилось даже первого поцелуя. Так, писали друг другу стихи, а я еще и музыку сочиняла. Романтическая была история... Родители кавалера… говорили, что нужно заниматься делом, получить образование. Очевидно, я казалась им девушкой легкомысленной (так многие считали), хотя была круглой отличницей, и портрет мой висел на школьной доске почета. Правда, в восьмом классе, когда я стала комсоргом школы, меня осуждали за то, что не так выгляжу, как положено комсомольскому секретарю. К тому времени я уже начала красить волосы и пользоваться бигуди. Смачивала волосы перекисью, накручивала их на ночь и приходила в школу не с гладкой прической, как все остальные девочки, а с курчавой гривой, которая все белела и белела. Последней каплей было ограбление садового участка, после чего меня выгнали из комсоргов… Ну да, это так называлось. Летом в пионерском лагере мы все должны были тоннами собирать чернику. Нам говорили, что это очень важно, потом чернику отправят в город, макияж как у актрисы на варенье. И вдруг совершенно случайно я обнаружила, что большая часть собранного урожая стоит в бочках на садовом участке сторожа. В отместку за обман мы ночью объели его клубнику. Утром после экстренного собрания всех нас выстроили и грозно спросили: «Кто это сделал?». Я сделала шаг вперед, за мной еще двое (хотя всего «виновных» было восемь человек). И нас отправили домой, всех троих. Остальных мы не сдали. На этом моя блестящая комсомольская карьера закончилась. И больше я его никогда не видела. Жуткие были страдания, слезы… Родители Германа запретили ему со мной встречаться, а вскоре он отправился в Москву и стал хоккеистом: играл в московском «Спартаке». Потом, кажется, уехал в Германию, и больше я его никогда не видела. Жуткие были страдания, слезы, и мама тоже за меня переживала - мы вместе плакали над моей несчастной любовью. Вот тогда-то я и решила стать актрисой. Мне хотелось, чтобы он понял, чего лишился, расставшись со мной. В Череповце был народный театр, довольно, кстати, заметный в городе. Я попыталась в него поступить. На пробах читала стихи Асадова, меня приняли - но определили в малышовую группу, где занимались дети лет семи-восьми. А мне уже исполнилось четырнадцать. Я была глубоко оскорблена: я, значит, не такая уж талантливая, значит, недостойна того, чтобы выходить на сцену?! Смириться с этим я не могла и решила после восьмого класса поступать в Ярославское театральное училище».

Анна поступила в театральное училище в Ярославле, прочитав на экзамене всего пару строчек. И тут же, едва поступив и начав учиться, снова влюбилась. Александр Самохин был самым красивым парнем на курсе, Анна же была худа, бедно одета и чувствовала себя дурнушкой. В училище все заволновались: ей – 15 лет, ему – 24 года, и обоим еще надо учиться. Но Александр очень нежно относился к Анне, и ждал ее совершеннолетия. А когда ей исполнилось 16 лет, собрались их родители и решили, что теперь у влюбленных должна быть семья. «Приехала, помню, девочка 14 лет из Череповца, - рассказывала преподаватель актерского мастерства Ярославского театрального училища Ирина Савинова. - Простенькая такая. По наивности, по-девчачьи сильно накрашенная. Худенькая как сосулечка. Она была скромна, и ее талант мы раскрыли лишь на втором курсе. Анна стала интересней: именно тогда у нее началась любовь с будущим мужем Сашей Самохиным. У них было все так пристойно - без ссор и сцен ревности. Саша провожал ее до общежития, а потом шел к себе на съемную квартиру. У них была дружба, которая переросла в любовь. Помню, - как-то зашла в общежитие к мальчикам, а в комнатах у каждого на стенах - большие портреты Ани. Так они ее боготворили. Саше, конечно, было непросто с ней. Потому что она в отношениях лидировала. Но она чувствовала его мягкость. Чувствовала, что он к ней очень бережно относится. И ценила это в нем. Расписались они летом, между третьим и четвертым курсом училища, когда Ане исполнилось 18 лет. Саша не был честолюбив. С Аней в спектаклях в училище они ни разу не сыграли в паре. Они не были парой в актерстве. По крайней мере, мы этого не увидели. Мы видели их только парой в жизни. Они очень подходили друг другу».

После окончания училища в 1982 году их распределили на работу в Ростовский ТЮЗ, а в 1983 году Анна Самохина дебютировала в эпизодической роли в фильме «Признать виновным» режиссера Игоря Вознесенского. Позже Анна Самохина рассказывала: «Саша Самохин был самым красивым молодым человеком на нашем курсе, никому и в голову не приходило, что он может обратить на меня внимание. Вокруг все девочки такие яркие и гораздо старше меня, лет по восемнадцать-девятнадцать. У них и прически, и макияж, и одеваться они умели. А я - маленькая, худенькая, одевалась очень бедно и чувствовала себя дурнушкой. Первый раз Александр меня заметил, когда сестра привезла мне кое-какие свои вещи. Зеленая бархатная юбка и босоножки на каблуках произвели сильное впечатление на моих однокурсников, за мной сразу стали ухаживать. И Саша в том числе. Летом нас отправили «на картошку». Вечерами, естественно, танцы, бурное общение. И вот мы с Сашей однажды танцуем под какую-то лирическую медленную музыку. Я слова не могла вымолвить, настолько он мне казался красив и хорош. И вдруг Саша (он очень серьезный, рассудительный) признался, что я ему очень нравлюсь, что я милая и симпатичная. «А самое главное, - сказал, - неглупая, в свои пятнадцать лет ведешь себя как совершенно взрослый человек». После этого танца в деревенском клубе роман и завертелся. По возвращении в город у нас уже были официальные «ухаживательные» отношения… Знаете, есть поклонники, которые сразу с цветами и духами, а Саша - просто нормальный, надежный человек. Муж. И я сразу это почувствовала. Цветы, подарки и все остальное было от других, а Саша по-другому ухаживал, более серьезно. Постепенно он оттеснил всех моих воздыхателей, мы стали официальной парой. И опять все пришли в волнение, все училище, потому что мне - пятнадцать, ему - двадцать четыре, и обоим еще надо учиться... Преподаватели и друзья советовали ему поискать себе девчонку постарше, не такую малолетку. И меня мама предупредила: «С ребенком на руках я тебя в дом не пущу». Но Саша очень нежно ко мне относился, ждал. А когда мне исполнилось шестнадцать, собрались наши родители, и мы решили, что теперь будем жить вместе - у нас семья. Через три года мы окончили училище, сыграли выпускной спектакль. Я, помню, села перед зеркалом в гримуборной и задумалась: а что же дальше? Дальше, как потом выяснилось, меня ожидало большое разочарование... Мы с Сашей уехали работать в Ростов, но уже через год я ушла в декрет. С рождением ребенка у меня начался легкий психоз: казалось, что жизнь закончилась. В театре мои роли отдали другой актрисе, хотя на работу я выскочила, когда Сашеньке исполнилось всего два месяца. Может быть, я была не настолько профессиональна, чтобы делать на меня ставку... Короче говоря, в театре я разочаровалась. Хотела уехать за границу, в Чехословакию, например, и уговаривала Сашу. Он только плечами пожимал: «Что ты будешь там делать?». «Буду работать водителем троллейбуса». Я так устала от этой борьбы, что, в конце концов, решила: будь что будет. И в этот момент судьба вдруг сделала мне подарок... Был кошмарный вечер, шел дождь, стекла звенели от ветра - там же степи кругом, в Ростове, - и вот из этой дикой непогоды в нашем общежитии появился ассистент режиссера с Одесской киностудии. Он искал актрису на роль Мерседес в фильме «Узник замка Иф». Я шла по коридору с какими-то кастрюльками, в халате - представляете, как выглядит женщина, которая сидит с маленьким ребенком? Вдруг около меня останавливается мужчина и спрашивает: «Вы - Аня Самохина?». Я кивнула. Вижу, у него лицо немножко перекосилось: он, очевидно, не ожидал такое увидеть. Когда же я поняла, что речь идет о съемках у режиссера, который снял «Трех мушкетеров», от волнения закричала: «Вы не смотрите на меня, я не такая! У меня есть фотографии, я вам их сейчас покажу!». Это был шанс, и я за него ухватилась обеими руками. Мои снимки отправили в Одессу, и я получила приглашение на пробы. Когда стало известно, что я утверждена на роль, собралась половина общежития. На пол постелили новое чистое полотенце. Есть такая старая актерская традиция: перед началом работы над ролью вытереть об него ноги - тогда тебя ждет успех. Новое полотенце - это как бы чистый, светлый путь. С легкой руки моих подруг по общежитию он и начался».

Когда Самохину утвердили на роль Мерседес в приключенческом фильме режиссера Георгия Юнгвальд–Хилькевича «Узник замка Иф», собралось пол-общежития. По старой актерской традиции, друзья и знакомые Анны постелили на пол чистое новое полотенце, и она вытерла об него ноги: «Новое полотенце - это как бы чистый, светлый путь. С легкой руки моих подруг по общежитию он и начался».

В свою картину Юнгвальд-Хилькевич подобрал блистательный актерский состав. В картине снимался Виктор Авилов, только делающий первые шаги в кино, а также молодой, но уже известный Евгений Дворжецкий, опытный Михаил Боярский, и мэтры Алексей Петренко с Алексеем Жарковым. На их фоне начинающая актриса не затерялась, исполнив свою роль броско и очень уверенно. Дебют Анны Самохиной оказался столь удачным, что Юрий Кара тут же пригласил ее на главную роль Риты в картину «Воры в законе» по рассказу Фазиля Искандера. О своей работе с Валентином Гафтом во время съемок фильма в «Воры в законе» Анна Самохина рассказывала: «Валентин - очень трогательный. При всем его гигантском росте, уме, юморе и сарказме это абсолютный ребенок. И большой профессионал. Он играет дубли, а я стою и смотрю открыв рот... Они с Зиновием Гердтом настолько дополняли друг друга, я без конца хохотала над их шутками. Однажды мы вместе ужинали в ресторане при гостинице - не помню уже, в каком городе, - сели втроем за стол, и Гафт говорит: «Ну что, Зиновий Ефимович, закажем по коньячку?». Гердт качает головой: «Нет-нет, Валя, подождите. Ну что вы торопитесь? Смотрите меню спокойно». Ровно через десять минут официант приносит бутылку шампанского и ставит на стол: «Это для вас - с того столика». Оборачиваемся - там кланяются. «Спасибо. Спасибо». Потом появляется еще шампанское. Следом - бутылка коньяку, за ней - бутылка вина. И через час полстола уставлено всевозможными бутылками. Зиновий Ефимович: «Ну вот, Валя, а вы собирались заказывать!». Это сейчас всенародная любовь к актерам несколько утихла, а тогда для нас все двери были открыты. Мы попадали в элитнейшие закрытые клубы, где сидели холеные дамы с тонкими сигаретами в длинных пальцах. Я удивлялась: «Надо же, какая кругом интересная жизнь!» - и спрашивала: «Извините, пожалуйста, а где здесь проститутки?». Мне говорили: «Да все, кроме вас».

В биографии актрисы были и другие ситуации, связанные со съемками фильма «Воры в законе». Она рассказывала: «Как-то я и Володя Стеклов с премьерой картины приехали в Днепропетровск. Сидим в кабинете директора кинотеатра, пьем чай, вдруг вбегает хозяйка кабинета, вся бледная, трясущаяся, и говорит «Боже мой, он опять здесь!». Оказывается, всю неделю, пока шел фильм, в кинотеатре появлялся мужчина в белом костюме с красным платком в нагрудном кармане (именно так одет герой Валентина Гафта) и спрашивал: «А где Самохина? В афише написано, что она должна быть». Узнав, что я, наконец, приехала, он потребовал, чтобы его оставили со мной наедине. Стеклов, как истинный джентльмен, встал грудью на мою защиту: «Не бойся, Аня, можешь с ним говорить, я постою за дверью». Но тут подоспела милиция, и человека в белом костюме вывели вон. Потом выяснилось, что это реальный прототип персонажа из нашего фильма: он имел подпольное производство, и его в свое время посадили. Таких курьезов можно вспомнить немало. На самом деле я разительно отличаюсь от своей героини. Хорошо ли это, плохо ли - не знаю, можно только позавидовать, если человек способен так ярко прожить жизнь. Но для Риты все закончилось пулей в спину... Мне бы так не хотелось. Поэтому я предпочитаю избегать драматических ситуаций».

Вскоре актриса с успехом снялась в роли Маританы в костюмной ленте Яна Фрида «Дон Сезар де Базан» и княжны Таракановой в исторической драме В.Мельникова «Царская охота». Фильм «Воры в законе» был с восторгом принят публикой, его посмотрело 39 с половиной миллионов зрителей и безжалостно обруган критикой. Анна Самохина вспоминала: «Я благодарна судьбе за то, что попала в этот фильм, он принес мне популярность. Однако с героиней фильма у меня нет ничего общего - ни одного взгляда, шага. Я человек верующий, христианка. Много лет спустя смотрю на себя в этой картине и думаю - боже, какое чудовище! Но если бы меня снимали, какая я есть, было бы совершенно неинтересно. Я обычный человек, неэкзальтированный, неизбалованный, не люблю больших компаний».

В фильме «Царская охота», где Анна Самохина играла княжну Тараканову, ей пришлось в первый и последний раз сняться в эротическом эпизоде - больше на подобное она не решалась. Если по сценарию было необходимо раздеться, Самохина требовала, чтобы за нее это делала дублерша.

Столь стремительно развивавшаяся кинокарьера позволила актрисе в 1989 году покинуть Ростов-на-Дону и перебраться в северную столицу, где Анну Самохину пригласили работать в театр имени Ленинского комсомола. Между тем наступили 1990-е годы – не самое лучшее время для отечественного кинематографа. Актрисе приходилось по финансовым соображениям соглашаться на неинтересные, коммерческие роли - «Брюнетка за 30 копеек», «Страсти по Анжелике» и другие роли. Надо отдать актрисе должное - в этих фильмах она продолжала оставаться необычайно эффектной. Но Самохиной не нравилась такая работа. По ее словам, съемки в сериалах основаны на «потогонной системе» - работать приходилось по 14 часов в сутки. Напряженный график сказывался на здоровье, и Самохина стала отклонять практически все предложения.

В 1990-е годы Анна Самохина возглавила студию «Диапазон». В качестве художественного руководителя этой студии в 1996 году на фестивале в Монако она представляла телефильм «Гроза над Русью», поставленный по «Князю Серебряному» Алексея Толстого. В этой картине свои последние роли исполнили Сергей Бондарчук и Олег Борисов.

Поле нескольких лет простоя Анна Самохина в конце 1990-х годов вернулась на киноэкран в роли Зинаиды Волошиной в криминальной комедии Виталия Москаленко «Китайский сервиз», где также снялись Олег Янковский, Сергей Безруков и другие известные актеры. О своей работе над картиной «Китайский сервиз» Анна Самохина рассказывала: «Прошлым летом, например, я сыграла авантюристку международного класса. Фильм очень хороший, с детективным сюжетом. В Нижний Новгород на празднование трехсотлетия Романовых идет пароход «Святитель Николай». На пароходе - пестрая компания: некий граф Строганов, который направляется с инспекцией по городам и весям; певица Волошина, пользующаяся особым расположением императора, ее любовник, каспийский магнат, и так далее. Певица Волошина - это я, как вы понимаете, - все время падает в обмороки и рыдает. Граф Строганов - на самом деле знаменитый карточный шулер - встречается на судне со своим давнишним партнером. Два жулика собираются поиграть, но совершенно неожиданно сами попадают в руки шайки более молодых и талантливых аферистов, которые «раздевают» обоих догола. Ну и в результате оказывается, что всей этой командой управляет не кто иной, как Волошина».

В 1999 году актриса снялась в сериале «Улицы разбитых фонарей». Серия называлась «Дама с собакой». Анне Самохиной, по ее словам, понравилась работать в этом сериале. Она рассказывала: «На площадке «Ментов» все делается профессионально, весело и в быстром темпе». В 2001 году на экраны страны вышел сериал «Черный ворон», в котором Анна Самохина сыграла мать Тани Захаржевской Аду Захаржевскую, потомственную колдунью. «В фильме «Черный ворон» моя героиня влюбляет в себя мужчину с помощью приворотных средств. Я никогда бы не смогла так поступить, как Ада, даже если бы была сильно влюблена, а мужчина - напротив, равнодушен ко мне. Гадания, ворожба - большой грех, а я глубоко верующий человек».

Некоторое время Анна Самохина оставалась вне театра. Ее возвращение на сцену состоялось в 2003 году в Тольятти. Пригласил актрису председатель правительства Самарской губернии Сергей Сычев. Ей было предложено на выбор несколько пьес, из которых она остановилась на «Наполеоне и Жозефинне» чехословацкого драматурга Иржи Губача. «Сразу предупреждаю, что это не та Жозефина! Не Богарнэ, с которой Наполеон провел свои лучшие годы. Это простая женщина-крестьянка, рядом с которой он провел последние годы жизни на острове Св. Елены, безнадежно больным. И прошу при этом учесть, что это комедия. Такое вот сложное, странное сочетание. Спектакль, на котором и плачут, и смеются. И, на мой взгляд, это удача» - рассказывала Анна.

Спектакль, поставленный тольяттинским театром «Колесо», прошел при полных аншлагах. Организаторы рассказывали, что приезжали люди из соседних городов. Кассирша, устав объяснять, что билетов больше нет, как-то пошутила: «300 долларов!» На что ей ответили: «Хорошо, нам, пожалуйста, 10 штук». Впоследствии премьеры состоялись в Самаре и Санкт-Петербурге.

Актриса много и успешно работала на театральной сцене в театре «Русская антреприза имени Андрея Миронова», Санкт-Петербургском антрепризном Театре Комедий. Ее красота мало кого оставляла равнодушным. С большим успехом она играла роль маркизы де Мертей в российско-французской постановке по роману Шодерло де Лакло «Опасные связи».

В последние годы жизни Анна Самохина нередко снималась в сериалах. После «Черного ворона» она снялась в сериале «Бандитский Петербург», где сыграла главную женскую роль Кати. Кроме того, актриса сыграла Ирину Полянскую в сериале «Повторение пройденного» и Машу в сериале «Три цвета любви».

О несыгранных ролях в театре и кино Анна говорила без тени сожаления, потому что в ее актерском багаже накопилось много ярких персонажей, в полной мере раскрывавших многогранный талант актрисы: «Можно говорить только о том, что уже не удастся сыграть. Например, Джульетту я как-то промахнула, Офелия пролетела мимо, да и Золушку, наверное, сыграть не удастся. А все остальное…». Анне, по ее собственному признанию, были любопытны разные исторические личности, их играть всегда интересно и ответственно.

Брак Анны с Александром Самохиным распался спустя пятнадцать лет. Анне, как человеку очень целеустремленному, всегда надо было двигаться вперед, она не принимала застой ни в каком деле. Ее первая семья, по мнению актрисы, и подверглась такому застою. Самохина рассказывала: «Мы с Сашей разошлись, заметьте, после пятнадцати лет брака. И расстались мирно, без скандалов. Понимаете, мне всегда надо двигаться вперед, я не приемлю застой в любом деле - моя первая семья, наверное, и подверглась такому застою. Саша очень спокойный, а мне все время чего-то надо, я рвусь вперед. Так вот все и получилось… Здесь тоже нет ничего удивительного: у моего второго мужа, когда мы познакомились, было небольшое кафе. Там устроили презентацию одного из моих фильмов. В начале вечера ко мне подошел очень жизнерадостный, обаятельный мужчина лет тридцати с небольшим, поздоровался и произнес банальный текст, который актрисе часто приходится слышать: что уважает мое творчество и любит меня как актрису. Никаких флюидов между нами не ощущалось, трудно было предположить, что этот человек станет моим мужем. Как вышло, что мы с Димой решили пожениться, до сих пор не могу понять».

Со вторым мужем Анна Самохина познакомилась в кафе, владельцем которого был молодой человек по имени Дмитрий, бывший физик и кандидат наук. В то время он был разведен, в первом браке у него была девочка трех с половиной лет. Эта встреча круто изменила судьбу обоих, и вскоре Самохина развелась с первым мужем и ушла с дочерью к Дмитрию, сохранив с Александром Самохиным хорошие отношения. Актриса рассказывала: «Такие скоропалительные браки, как правило, обречены на неудачу. Нам давали от силы два месяца, самое большее - полгода. Но прошло уже пять лет, а мы до сих пор вместе... А что касается ресторана - это моя давнишняя мечта. Я люблю и умею готовить, считаю себя неплохой хозяйкой и в доме, и в ресторане. Сама занимаюсь кухней и интерьером - словом, всем, чем положено, и нахожу это очень интересным. Вначале, безусловно, ко мне относились с легкой иронией. Считали, что я лишь подставная фигура, за мной стоят какие-то дяденьки с тугими кошельками».

Со вторым мужем у актрисы образовался не только брак, но и совместный бизнес - рестораны «Граф Суворов» и «Поручик Ржевский». Это вторая профессия ей очень нравилась. Кроме того, актриса занималась всевозможными общественными делами в Санкт-Петербурге. Анне, по ее словам, нравилось заниматься предпринимательством – и это помогало достигать поставленных целей. Рестораны «Граф Суворов» и «Поручик Ржевский» пользовались популярностью в городе на Неве. Другим увлечением актрисы были автомобили. Самохина ездила на черном «Мерседесе». И предпочитала отдыхать в странах с жарким и сухим климатом. По собственному признанию, она обошла Египет вдоль и поперек. Ей нравилось бывать в Крыму, особенно в Судаке.

Однажды Анна Самохина согласилась на предложение Дмитрия Астрахана и поехала в Москву репетировать роль в антрепризном спектакле с Дмитрием Харатьяном. Но работа не получилось: «Харатьян заболел, случилось несчастье с нашим спонсором, все начало ломаться. Как-то не складывалось. Наверное, потому, что должно было случиться совершенно другое».

Находясь в Москве в расстроенных чувствах, Анна как-то созвонилась с одним из своих старых приятелей Евгением: «Я сказала, что не понимаю, что случилось и почему все рушится под ногами. Он ответил: «Ну что ж, есть один простой выход. Завтра я приеду и заберу тебя». Так все и получилось, и вскоре Анна Самохина вступила в третий брак. «Человек этот появился в моей жизни не случайно, не на белом коне. Но, как подтверждает жизнь, из приятелей, которые вас достаточно хорошо знают, получаются наиболее надежные друзья по жизни», - говорила Анна. Избранником актрисы стал офицер-таможенник в отставке Евгений. Сейчас он занимается творческими делами Анны. В свое время он окончил Ленинградский институт культуры по специальности «руководитель академического хора», но потом судьба распорядилась так, что пошел на службу.

«Кругом – люди: у меня есть друзья и поклонники. Многие женщины порой хотели бы уйти, да некуда: они материально зависимы. Я – искренний человек и счастлива, что могу позволить себе такую роскошь, как бескорыстная влюбленность. Можно сказать, что я уже причислена к категории одиноких женщин. Наверное, причина – в моей самодостаточности. Я в состоянии себя обеспечить, у меня есть имя. И вообще считаю, что современный мир перевернулся: семья мало кому нужна. Наступило время одиноких людей. Я по гороскопу Козерог. А люди, рожденные под этим знаком, не переносят давления. Для меня невыносимо, когда мной пытаются манипулировать», - говорила о себе Самохина в одном из интервью. Коллеги ценили ее за талант и человеческие качества. Режиссер Юрий Кара и актер Михаил Боярский считали, что Самохина – одна из самых недооцененных актрис своего поколения.

В конце ноября 2009 года актриса собиралась поехать отдохнуть на Гоа, но из-за внезапных болей в желудке она решила пройти обследование. 25 ноября 2009 года Анна была госпитализирована, после чего врачи диагностировали у нее рак желудка в последней, четвёртой стадии. Предположительно причиной заболевания стали сомнительные диеты, которые сильно подорвали здоровье актрисы. Возможно, сыграла роль наследственная предрасположенность к онкозаболеваниям, так как годом ранее Анна потеряла мать из-за онкологического заболевания.

Сама Анна пыталась лечиться методами народной медицины. Пробовала голодать по методу украинского врача Лаппо, но не смогла выдержать больше четырех дней. Болезнь развилась стремительно в последние месяцы ее жизни, достигла необратимой стадии, и большинство врачей, в частности специалисты Израиля и Германии, отказались от лечения, посчитав, что спасать Анну уже слишком поздно. Четвертая стадия рака желудка неоперабельна, и все, что могли сделать врачи – назначить курс химиотерапии, который актриса прошла в декабре.

Медики оценивали состояние актрисы как «стабильно тяжелое». По словам лечащих врачей, после проведенного сеанса химиотерапии Анна Владленовна, вопреки ожиданиям, стала чувствовать себя хуже - артистку мучили сильнейшие боли в области печени, спастись от которых можно было лишь с помощью наркосодержащих лекарственных препаратов. Анне переливали кровь и кололи глюкозу.

- После первого курса химиотерапии у нее отказала печень, и поэтому мы не стали проводить второй, - рассказал лечащий врач актрисы Александр Лебеденец. - Однако уже тогда можно сказать, что надежды у нас не было.

В последние дни Самохина отказалась от лечения. Проведя дома всего лишь несколько дней, она согласилась переехать в хоспис в Парголово. Ухаживать за ней приехала из Москвы старшая сестра Маргарита.

Как только информация о болезни актрисы стала достоянием общественности, министр культуры Александр Авдеев подписал указ о присвоении Анне Самохиной звания «Заслуженной артистки России».

Друзья Анны Самохиной хотели устроить в ее честь благотворительный концерт, вся прибыль от продажи билетов на который должна была поступить на счет Анны и пойти на ее лечение. Евгений Дятлов, Михаил Боярский, Георгий Штиль, Евгений Александров, Евгений Леонов-Гладышев и другие актеры России должны были выступить в одном из питерских ДК. Планировалось привлечь и батюшку, чтобы помолиться о здоровье Анны Владленовны. Но Самохина сама попросила не устраивать никаких мероприятий в ее честь. «Буду биться до последнего!», - мужественно говорила актриса, хотя не могла самостоятельно передвигаться. Незадолго до смерти состояние Самохиной улучшилось, она могла самостоятельно сесть на кровати и даже есть. Друзья и коллеги надеялись, что это признак того, что болезнь отступает, но это оказалось не так.

Анна Самохина скончалась 8 февраля 2010 года в 2 часа ночи в хосписе № 3 Санкт-Петербурга в поселке Парголово. Похороны состоялись на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич рассказывал об Анне Самохиной: «Я потрясен столь ранней смертью Анечки, это очень неожиданно для всех нас, хотя мы и знали о тяжелой болезни Самохиной, – отметил режиссер. – В последние месяцы я постоянно созванивался с ее дочкой Сашенькой, девушка вела себя очень мужественно, ведь вся эта беда свалилась, прежде всего, на ее плечи». «Когда стало известно о болезни Анны, выяснилось, сколько людей по всей России любят и боготворят Аню, стремятся ей помочь, – рассказал он. – И сейчас все они плачут. Это дань таланту Самохиной и благодарность за то счастье, которое она нам дарила».

По словам режиссера, Анна Самохина была замечательным человеком, веселым, талантливым. «Она была, как сверкающий бриллиант, но при этом обладала очень сильным, совсем не женским характером», – считает он. «Так страшно, что рак забирает у нас таких талантливых, таких молодых: Абдулова, Янковского, Самохину, – продолжил режиссер. – Видимо, профессия актера все же опасна, поскольку грешна. Они лицедействуют, создают образы, придумывают души, которые любят зрители. А может быть, просто эти люди были слишком прекрасны для нашего мира».

Дочь Анны Самохиной - Александра в 2004 году окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, снимается в кино, играла в антрепризных спектаклях вместе с мамой. Дочь внешне очень похожа на свою маму.

Об Анне Самохиной был снят документальный фильм «Не родись красивой».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Текст статьи об Анне Самохиной на сайте www.rusactors.ru, автор М.Асланова
Текст статьи «Я не всегда такая страшная!», автор С.Королькова
Текст интервью с Анной Самохиной
Материалы сайта www.peoples.ru
Материалы сайта www.ekhoplanet.ru
Материалы сайта www.taina.aib.ru
Материалы сайта «Википедия»

Работы в кино:

1988 Узник замка Иф
1988 Воры в законе
1989 Дон Сезар де Базан
1989 На железной дороге
1990 Волчья стая
1990 Женский день
1990 Царская охота
1991 Брюнетка за 30 копеек
1991 Взбесившийся автобус
1991 Гангстеры в океане
1991 Дура
1991 Исчадье ада
1991 Семьянин
1992 Детонатор
1992 Идеальная пара
1992 Рэкет
1992 Тартюф
1993 Волчицы
1993 Страсти по Анжелике
1993 Трень-брень
1994 Бульварный роман
1994 Колесо любви
1994 Поезд до Бруклина / Поезд в Brooklyn
1994 Русский транзит
1998 Седьмое кольцо колдуньи
1999 Улицы разбитых фонарей (7-я серия «Дама с собакой»)
1999 Китайский сервиз
2000 Дом надежды
2001 Русский водевиль
2001 Бледнолицый лжец (телеспектакль)
2001 Черный ворон (сериал)
2001 Вицмундир (водевиль)
2003 Бандитский Петербург. Журналист (сериал)
2004 Повторение пройденного (сериал)


14 января 1963 года – 8 февраля 2010 года

Похожие статьи и материалы:

Самохина Анна (Документальные фильмы)

Для комментирования необходимо зарегистрироваться!

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


Источник: http://chtoby-pomnili.net/page.php?id=129


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Джина Лоллобриджида: фото сейчас и в молодости, личная жизнь - Дизайны ванн хрущевок

Макияж как у актрисы Макияж как у актрисы Макияж как у актрисы Макияж как у актрисы Макияж как у актрисы Макияж как у актрисы Макияж как у актрисы Макияж как у актрисы

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ